Спецкурс История экономической мысли (ИсЭМ)
Основная информация
  Пункт Содержание
1 Направление Экономика
2 Класс 8-11
3 Тип курса зачётный для всех классов
4 Преподаватели Ларионов Сергей,  Гараева Анна
5 Стажёры нет
6 Время проведения Среда 17:20 - 18:40
7 Цель курса Помочь школьникам овладеть навыками междисциплинарного мышления для эффективного решения экономических задач.
8 Задачи курса 1) получить общее представление о развитии ключевых отечественных и зарубежных экономический идей; 2) детально ознакомиться с интеллектуальным наследием российских экономистов; 3) научиться писать эссе и выполнять творческие задания.
9 Особенности курса В курсе будет сделан акцент на идейные и исторические аспекты развития экономики как науки. Приобретённые знания помогут под разными углами посмотреть на те или иные экономические явления за рамками строгих экономических моделей.
Предполагается работа с первоисточниками.
10 Формат проведения занятия (включая использование classroom) Лекция обычного формата. На каждой лекции будут небольшие дискуссии в рамках тематики. После занятия высылается текстовый файл по пройденному материалу для самостоятельного изучения.
11 Целевая аудитория Для учащихся, желающих изучать историю экономических учений.
12 Краткое описание курса Курс знакомит с мировым и отечественным наследием экономической мысли.
13 Количество слушателей от 10 до 20 человек
14 Отбор Предварительного отбора нет. Если школьников придёт больше заявленного числа, никаких существенных преобразований с технической точки зрения не будет производиться - качество читаемого материала не пострадает от количества участников курса.
15 Формы контроля и
система отчётности
Баллы будут начисляться за:
- работу на занятии и участие в дикуссиях (30%);
- написание эссе (20%);
- творческие задание (10%);
- экзамен (40%).
16 Формат курса: онлайн/оффлайн/гибрид. В случае онлайн, какие платформы используются? Гибридный формат с возможностью подключения школьников из онлайн отделения.
20 Дополнительная информация о курсе  
Позанятийный план
№ занятия Дата (Среда) Тематический блок План занятия
1 02.10.2024 Вводная лекция. Философия экономки в Древней Индии и Китае. Экономические аспекты в учении античных авторов Знакомство с предметом истории экономической мысли. Философия экономики Древнего Китая и Древней Вавилонии. Экономическая мысль Древней Индии на примере Артхашастры. Взгляд на экономику в античный период. Социально-экономическое устройство "Государства Платона". Домострой Ксенофонта. Экономика и хрематистика Аристотеля. 
2 09.10.2024 Экономическая мысль Средних веков в Западной Европе. Исламская философия хозяйства Характеристика экономических учений Средневековья. Экономические идеи Фомы Аквинского. Патристика. Связь между трудами античных и средневековых авторов. Экономическая мысль арабских стран. Воззрения Ибн-Хальдуна.
3 16.10.2024 Меркантилизм и камерализм Взгляд меркантилистов на богатство и поиск его источников. Цели и методы протекционистской политики. Теории денег и проблема их количества в экономике. Различия и основные представители раннего и позднего меркантилизма. Значение меркантилизма для последующих экономических школ. Камерализм.
4 23.10.2024 Зарождение классической политэкономии. Физиократы У истоков классической политической экономии. У. Петти. Р. Кантильон. П.Буагильбер. Становление классического либерализма под влиянием философских идей просветителей.
Физиократы. Ф. Кенэ и А. Тюрго. Принцип "laissez fair". Модель кругооборота ресурсы/товары.
5 30.10.2024 Классическая политэкономия  Тайна богатства народов А. Смита. Роль разделения труда в экономике. "Невидимая рука рынка". Государство как "ночной сторож". Сущность "экономическго человека". Классическая политиэкономия в трудах последователей Смита. Д. Рикардо. Д. С. Милль. Ж. Б. Сэй. Т. Мальтус и его "ловушка". Связь идей А.Смита и Д. Юма. "Эффект Юма".
Выбор темы для творческого задания.
6 06.11.2024 Ф. Лист. Немецкая историческая школа Фридрих Лист - экономист-геополитик и вдохновитель немецкой исторической школы. «Промышленное воспитание нации», концепция воспитательного протекционизма. Влияние идей Ф.Листа на политических деятелей Германии, Австрии и России.
Историческая школа Германии. Г. Шмоллер, В. Зомбарт, М. Вебер
Обсуждения творческих вопросов.
7 13.11.2024 Марксизм. Обсуждение: как писать эссе по одной из предложенных цитат  
Социал-утописты. Экономическое учение К. Маркса. Теория общественно-экономических формаций.Концепция базиса и надстройки. Теория стоимости. Прибавочная стоимость. Капитал и эксплуатация труда. Роль денег в экономике. Причина кризисов.
Объяснение, как писать эссе. Выбор темы для написания эссе.
8 20.11.2024 Маржиналистская революция и формирование неоклассики. Институционализм Сущность и основные этапы маржиналистской революции. Вальрас vs Маршалл. Применение математики и абстрактных моделей для описания экономики. Австрийская школа маржинализма.
Американский институционализм. Особый взгляд на право и экономику Дж. Комманса. Т. Веблен и демонстративное потребление. У.Митчелл и Гарвардский барометр. Й. Шумпетер и теория предпринимательства.
9 27.11.2024 Стокгольмская школа. Кейнсианство. Различные виды кейнсанства.
Неоклассический синтез
Особенности предмета стокгольмской школы. Теория капитала К. Викселля. Инвестиции и сбережения. Объяснение причины циклов. Учение И. Фишера.
Взгляды Дж. М. Кейнса. Новая трактовка принципов госрегулирования. Проблема оценки времени. Принцип неопределённости будущего. Соотношение категорий: потребление, сбережения и инвестиции.
Левое, пост- и неокейнсианство - в чём разница?
10 04.12.2024 Резервное занятие Обсуждение наиболее сложных тем семестра.
  11.12.2024 Консультация  
  18.12.2024 Экзамен  
  25.12.2024 Пересдача. чаепитие  
  01.01.2025    
  08.01.2025    
  15.01.2025    
  22.01.2025    
11 29.01.2025 Неоавстрийцы и германский неолиберализм. Неоконсервативный поворот и монетаризм. Переосмысление прошлого - неоавстрийская школа: Ф. Хайек. Л. Мизес. М. Ротбард. Цены как источник экономической информации. Роль знаний в экономике.
Немецкий неолиберализм. Принципы свободы рынка и критика государственного регулирования. Формирование концепции «социального рыночного хозяйства». В.Ойкен.
Монетаризм - новый мейнстрим. М. Фридман и особенности его подхода к оценке необходимого количества денег в экономике.
12 05.02.2025 Институционально-социологическое направление экономической мысли.
Неоинституционализм
Развитие институционализма. Интерпретация НТР (научно-техническое развитие). Понятие «нового индустриального общества». Концепция техноструктуры. Дж.К. Гэлбрейт.
Трансакционные издержки и «теорема Коуза». Развитие теории прав собственности. Решение проблемы «внешних эффектов».
13 12.02.2025 Единство и многообразие современной экономиеской теории Эволюционная экономика.Поведенческая и эксперементальная экономика. Понятие человеческого капитала. Сближение микро- и макроподхода. Критика Лукаса.
  19.02.2025    
14 26.02.2025  У истоков русской экономической мысли Специфика изучения российского наследия экономической мысли. Первые русские экономические сочинения. Протопоп Сильвестр, А. Л. Ордин-Нащёкин, И. Т. Посошков, В. Н. Татищев, М.В. Ломоносов об экономическом развитии России.
15 05.03.2025 Западники и славянофилы Экономические воззрения славянофилов. А. С. Хомяков  и "русская община": проблема земельной собственности. Классическая политэкономия в оценке либерального и революционного западничества. Н. Г. Чернышевский. 
16 12.03.2025 Взгляды на экономику русских социалистов. Марксизм-ленинизм Экономические идеи народников. "Легальный марксизм" и ревизионизм. П. Б. Струве. М. И. Туган-Барановский. С. Н. Булгаков.
Марксизм без ревизионизма. В. И. Ульянов-Ленин.
Выбор темы для творческого задания.
17 19.03.2025 "Философский пароход". Белые эмигранты.
Этико-социальное направление. 
Наследие М.И. Туган-Барановского как представителя этико-социального направления. Понятие "Философского парохода". Христианский поворот С.Н. Булгакова и "Философия хозяйства".
Обсуждения творческих вопросов.
18 26.03.2025 Экономические дискуссии 1920-х о природе планового хозяйства. Организационно-производственная школа. Учение о циклах. Экономические дискуссии: ножницы цен - спор Е. А. Преображенского и Н. И. Бухарина.
Решение крестьянского вопроса. А. В. Чаянов и А. Н. Челинцев.
Теория циклов Н. Д. Кондратьева.
Математика на службе у строителей социализма. Л. В. Канторович. Дискуссия о целесообразности введения государственного планирования в современной России с учётом опыта народного хозяйства СССР.
Выбор темы для написания эссе.
19 02.04.2025 Связь ЭФ МГУ и истории экономических учений. История развития кафедры политической экономии в МГУ с 1804 г. Выдающиеся личности, связанные с ИЭУ и ЭФ МГУ: И.Вернадский, И.Бабст, А.Чупров, И.Удальцов, В.Кандинский. О современном состоянии изучения и исследований ИЭУ и политической экономии на факультете. 
  09.04.2025 Консультация  
  16.04.2025 Экзамен  
  23.04.2025 Пересдача. Чаепитие  
  30.04.2025    
  07.05.2025    
  14.05.2025    
  21.05.2025    
  28.05.2025    
  04.06.2025    
  11.06.2025    
  18.06.2025    
  25.06.2025    
Список используемой и рекомендованной литературы
1 Абалкин Л. И. Российская школа экономической мысли: поиск самоопределения. Вопросы экономики. 2001. № 2. С. 8
2 Автономов В., Ананьин О., Макашева Н. История экономических учений. Учеб.пособие. - М: ИНФРА-М, 2002
3 Гловели Г. Д. История экономических учений: учеб. пособие для бакалавров - М: Юрайт. 2013
4 Лекционные и семинарские материалы к курсу "История экономических учений", ЭФ МГУ 2022, 2 семестр. Лектор - А. А. Мальцев, семинарист - И. Г. Чаплыгина
5 Платонов Д. Н. У истоков русской экономической науки. Монография. М.: Макс Пресс, Москва, 2014.
6 Платонов Д. Н. Иван Посошков. М.: Экономика, 1989. – 143 с. – (Из истории экон. мысли).
7 Посошков И. Т. Книга о скудности и богатстве и другие сочинения. М.: Издательство Академии наук СССР, 1951. – 409 с.
8 Толкачёв С. А. История экономических учений : учебник для академического бакалавриата. М. : Издательство Юрайт, 2015.
9 Ядгаров Я. С. История экономических учений: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2009.