Спецкурс | История экономической мысли (ИсЭМ) | ||
Основная информация | |||
№ | Пункт | Содержание | |
1 | Направление | Экономика | |
2 | Класс | 8-11 | |
3 | Тип курса | зачётный для всех классов | |
4 | Преподаватели | Ларионов Сергей, Гараева Анна | |
5 | Стажёры | нет | |
6 | Время проведения | Среда 17:20 - 18:40 | |
7 | Цель курса | Помочь школьникам овладеть навыками междисциплинарного мышления для эффективного решения экономических задач. | |
8 | Задачи курса | 1) получить общее представление о развитии ключевых отечественных и зарубежных экономический идей; 2) детально ознакомиться с интеллектуальным наследием российских экономистов; 3) научиться писать эссе и выполнять творческие задания. | |
9 | Особенности курса | В курсе будет сделан акцент на идейные и исторические аспекты
развития экономики как науки. Приобретённые знания помогут под разными углами
посмотреть на те или иные экономические явления за рамками строгих
экономических моделей. Предполагается работа с первоисточниками. |
|
10 | Формат проведения занятия (включая использование classroom) | Лекция обычного формата. На каждой лекции будут небольшие дискуссии в рамках тематики. После занятия высылается текстовый файл по пройденному материалу для самостоятельного изучения. | |
11 | Целевая аудитория | Для учащихся, желающих изучать историю экономических учений. | |
12 | Краткое описание курса | Курс знакомит с мировым и отечественным наследием экономической мысли. | |
13 | Количество слушателей | от 10 до 20 человек | |
14 | Отбор | Предварительного отбора нет. Если школьников придёт больше заявленного числа, никаких существенных преобразований с технической точки зрения не будет производиться - качество читаемого материала не пострадает от количества участников курса. | |
15 | Формы контроля и система отчётности |
Баллы будут начисляться за: - работу на занятии и участие в дикуссиях (30%); - написание эссе (20%); - творческие задание (10%); - экзамен (40%). |
|
16 | Формат курса: онлайн/оффлайн/гибрид. В случае онлайн, какие платформы используются? | Гибридный формат с возможностью подключения школьников из онлайн отделения. | |
20 | Дополнительная информация о курсе | ||
Позанятийный план | |||
№ занятия | Дата (Среда) | Тематический блок | План занятия |
1 | 02.10.2024 | Вводная лекция. Философия экономки в Древней Индии и Китае. Экономические аспекты в учении античных авторов | Знакомство с предметом истории экономической мысли. Философия экономики Древнего Китая и Древней Вавилонии. Экономическая мысль Древней Индии на примере Артхашастры. Взгляд на экономику в античный период. Социально-экономическое устройство "Государства Платона". Домострой Ксенофонта. Экономика и хрематистика Аристотеля. |
2 | 09.10.2024 | Экономическая мысль Средних веков в Западной Европе. Исламская философия хозяйства | Характеристика экономических учений Средневековья. Экономические идеи Фомы Аквинского. Патристика. Связь между трудами античных и средневековых авторов. Экономическая мысль арабских стран. Воззрения Ибн-Хальдуна. |
3 | 16.10.2024 | Меркантилизм и камерализм | Взгляд меркантилистов на богатство и поиск его источников. Цели и методы протекционистской политики. Теории денег и проблема их количества в экономике. Различия и основные представители раннего и позднего меркантилизма. Значение меркантилизма для последующих экономических школ. Камерализм. |
4 | 23.10.2024 | Зарождение классической политэкономии. Физиократы | У истоков классической политической экономии. У. Петти. Р.
Кантильон. П.Буагильбер. Становление классического либерализма под влиянием
философских идей просветителей. Физиократы. Ф. Кенэ и А. Тюрго. Принцип "laissez fair". Модель кругооборота ресурсы/товары. |
5 | 30.10.2024 | Классическая политэкономия | Тайна богатства народов А. Смита. Роль разделения труда в
экономике. "Невидимая рука рынка". Государство как "ночной
сторож". Сущность "экономическго человека". Классическая
политиэкономия в трудах последователей Смита. Д. Рикардо. Д. С. Милль. Ж. Б.
Сэй. Т. Мальтус и его "ловушка". Связь идей А.Смита и Д. Юма.
"Эффект Юма". Выбор темы для творческого задания. |
6 | 06.11.2024 | Ф. Лист. Немецкая историческая школа | Фридрих Лист - экономист-геополитик и вдохновитель немецкой
исторической школы. «Промышленное воспитание нации», концепция
воспитательного протекционизма. Влияние идей Ф.Листа на политических деятелей
Германии, Австрии и России. Историческая школа Германии. Г. Шмоллер, В. Зомбарт, М. Вебер Обсуждения творческих вопросов. |
7 | 13.11.2024 | Марксизм. Обсуждение: как писать эссе по одной из предложенных цитат | Социал-утописты. Экономическое учение К. Маркса. Теория общественно-экономических формаций.Концепция базиса и надстройки. Теория стоимости. Прибавочная стоимость. Капитал и эксплуатация труда. Роль денег в экономике. Причина кризисов. Объяснение, как писать эссе. Выбор темы для написания эссе. |
8 | 20.11.2024 | Маржиналистская революция и формирование неоклассики. Институционализм | Сущность и основные этапы маржиналистской революции. Вальрас vs
Маршалл. Применение математики и абстрактных моделей для описания экономики.
Австрийская школа маржинализма. Американский институционализм. Особый взгляд на право и экономику Дж. Комманса. Т. Веблен и демонстративное потребление. У.Митчелл и Гарвардский барометр. Й. Шумпетер и теория предпринимательства. |
9 | 27.11.2024 | Стокгольмская школа. Кейнсианство. Различные виды
кейнсанства. Неоклассический синтез |
Особенности предмета стокгольмской школы. Теория капитала К.
Викселля. Инвестиции и сбережения. Объяснение причины циклов. Учение И.
Фишера. Взгляды Дж. М. Кейнса. Новая трактовка принципов госрегулирования. Проблема оценки времени. Принцип неопределённости будущего. Соотношение категорий: потребление, сбережения и инвестиции. Левое, пост- и неокейнсианство - в чём разница? |
10 | 04.12.2024 | Резервное занятие | Обсуждение наиболее сложных тем семестра. |
11.12.2024 | Консультация | ||
18.12.2024 | Экзамен | ||
25.12.2024 | Пересдача. чаепитие | ||
01.01.2025 | |||
08.01.2025 | |||
15.01.2025 | |||
22.01.2025 | |||
11 | 29.01.2025 | Неоавстрийцы и германский неолиберализм. Неоконсервативный поворот и монетаризм. | Переосмысление прошлого - неоавстрийская школа: Ф. Хайек. Л.
Мизес. М. Ротбард. Цены как источник экономической информации. Роль знаний в
экономике. Немецкий неолиберализм. Принципы свободы рынка и критика государственного регулирования. Формирование концепции «социального рыночного хозяйства». В.Ойкен. Монетаризм - новый мейнстрим. М. Фридман и особенности его подхода к оценке необходимого количества денег в экономике. |
12 | 05.02.2025 | Институционально-социологическое направление экономической
мысли. Неоинституционализм |
Развитие институционализма. Интерпретация НТР
(научно-техническое развитие). Понятие «нового индустриального общества».
Концепция техноструктуры. Дж.К. Гэлбрейт. Трансакционные издержки и «теорема Коуза». Развитие теории прав собственности. Решение проблемы «внешних эффектов». |
13 | 12.02.2025 | Единство и многообразие современной экономиеской теории | Эволюционная экономика.Поведенческая и эксперементальная экономика. Понятие человеческого капитала. Сближение микро- и макроподхода. Критика Лукаса. |
19.02.2025 | |||
14 | 26.02.2025 | У истоков русской экономической мысли | Специфика изучения российского наследия экономической мысли. Первые русские экономические сочинения. Протопоп Сильвестр, А. Л. Ордин-Нащёкин, И. Т. Посошков, В. Н. Татищев, М.В. Ломоносов об экономическом развитии России. |
15 | 05.03.2025 | Западники и славянофилы | Экономические воззрения славянофилов. А. С. Хомяков и "русская община": проблема земельной собственности. Классическая политэкономия в оценке либерального и революционного западничества. Н. Г. Чернышевский. |
16 | 12.03.2025 | Взгляды на экономику русских социалистов. Марксизм-ленинизм | Экономические идеи народников. "Легальный марксизм" и
ревизионизм. П. Б. Струве. М. И. Туган-Барановский. С. Н. Булгаков. Марксизм без ревизионизма. В. И. Ульянов-Ленин. Выбор темы для творческого задания. |
17 | 19.03.2025 | "Философский пароход". Белые эмигранты. Этико-социальное направление. |
Наследие М.И. Туган-Барановского как представителя
этико-социального направления. Понятие "Философского парохода".
Христианский поворот С.Н. Булгакова и "Философия хозяйства". Обсуждения творческих вопросов. |
18 | 26.03.2025 | Экономические дискуссии 1920-х о природе планового хозяйства. Организационно-производственная школа. Учение о циклах. | Экономические дискуссии: ножницы цен - спор Е. А.
Преображенского и Н. И. Бухарина. Решение крестьянского вопроса. А. В. Чаянов и А. Н. Челинцев. Теория циклов Н. Д. Кондратьева. Математика на службе у строителей социализма. Л. В. Канторович. Дискуссия о целесообразности введения государственного планирования в современной России с учётом опыта народного хозяйства СССР. Выбор темы для написания эссе. |
19 | 02.04.2025 | Связь ЭФ МГУ и истории экономических учений. | История развития кафедры политической экономии в МГУ с 1804 г. Выдающиеся личности, связанные с ИЭУ и ЭФ МГУ: И.Вернадский, И.Бабст, А.Чупров, И.Удальцов, В.Кандинский. О современном состоянии изучения и исследований ИЭУ и политической экономии на факультете. |
09.04.2025 | Консультация | ||
16.04.2025 | Экзамен | ||
23.04.2025 | Пересдача. Чаепитие | ||
30.04.2025 | |||
07.05.2025 | |||
14.05.2025 | |||
21.05.2025 | |||
28.05.2025 | |||
04.06.2025 | |||
11.06.2025 | |||
18.06.2025 | |||
25.06.2025 | |||
Список используемой и рекомендованной литературы | |||
1 | Абалкин Л. И. Российская школа экономической мысли: поиск самоопределения. Вопросы экономики. 2001. № 2. С. 8 | ||
2 | Автономов В., Ананьин О., Макашева Н. История экономических учений. Учеб.пособие. - М: ИНФРА-М, 2002 | ||
3 | Гловели Г. Д. История экономических учений: учеб. пособие для бакалавров - М: Юрайт. 2013 | ||
4 | Лекционные и семинарские материалы к курсу "История экономических учений", ЭФ МГУ 2022, 2 семестр. Лектор - А. А. Мальцев, семинарист - И. Г. Чаплыгина | ||
5 | Платонов Д. Н. У истоков русской экономической науки. Монография. М.: Макс Пресс, Москва, 2014. | ||
6 | Платонов Д. Н. Иван Посошков. М.: Экономика, 1989. – 143 с. – (Из истории экон. мысли). | ||
7 | Посошков И. Т. Книга о скудности и богатстве и другие сочинения. М.: Издательство Академии наук СССР, 1951. – 409 с. | ||
8 | Толкачёв С. А. История экономических учений : учебник для академического бакалавриата. М. : Издательство Юрайт, 2015. | ||
9 | Ядгаров Я. С. История экономических учений: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2009. |